Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Общие сведения

   Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов основных образовательных программ начального и основного общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

   Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

   Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального са­моопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

   В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в   ОКОУ «Школа – интернат №5» г.Курска   в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования выступают следующие документы:

-Федеральный закон №273 - ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.08.2016 № ВК-1789/07«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»»;

- Указ Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы";

- Приказ Минобрнауки РФ "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" от 04.10.2010 № 986;

-Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

- Методические рекомендации Минобрнауки РФ по вопросам введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)от 11.03.2016 № ВК-452/07;

- Приказ Минобрнауки РФ от 09.11. 2015 № 1309« Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.03. 2016 г. № ВК-452/07 «Методические рекомендации о введении   ФГОС ОВЗ» ;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 10 июля 2015 года N26;

- Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена);

- Приказ комитета образования и науки Курской области от 13.03.2015 г. № 1-226

«Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ комитета образования и науки Курской области от 30 апреля 2015 г.№1-463«О разработке межведомственного комплексного плана мероприятий (дорожной карты) по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Курской области на 2015-2017 годы»;

- Приказ комитета образования и науки Курской области от 08 мая 2015 г. №1-503«О региональном координационном совете по развитию инклюзивного образования в Курской области

- Особенности осуществления государственного контроля оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008);

- Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

- Письмо Минобрнауки РФ об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317;

- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской области» (утв. постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 № 737-па).

Целями внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся; создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллекту­альных интересов обучающихся в свободное время.

В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:

коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

формирование умений, навыков социального общения людей; расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья в образовательной организации;

обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоенияосновных образовательных программ общего образования;

оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений вразвитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений,приобретенных обучающимися в урочной деятельности;

создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностейобучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также вразновозрастной детской среде;

удовлетворение потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяв содержательном досуге.

   В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в ОКОУ «Школа – интернат №5» г.Курска в соответствии с требованиями федеральных государственныхобразовательных стандартов начального общего образования определены следующие:

- духовно-нравственное,

- спортивно­ - оздоровительное,

- общекультурное,

- социальное.

   План внеурочной деятельности является дополнением к учебному плану

1-4-х классов и однимиз способов реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования школы – интерната.С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представим характеристику каждого направления.

   Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Содержание программкурсов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоениеобучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получениеобучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе моральноговыбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ курсов обеспечивает возможностидля приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностныхприоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).

   Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное иоздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщениеобучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью,создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, эстафеты, спортивные праздники, встречи с выдающимисяспортсменами и др.).

   Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке впространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

   Социальное направление внеурочной деятельности даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразованияокружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений приниматьгрупповые нормы.

Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.

   Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях Стандарта. Для их реализации в школе – интернате используются следующие: игровая, досугово-развлекательная, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная деятельность, художественное творчество, социальное творчество и др.

   Формы организации внеурочной деятельности разнообразны: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры- конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п) и т. д.

   Основные принципы организации внеурочной деятельности:

принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельностивозрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся сограниченными возможностями здоровья;

принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;

принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельностиобучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

принцип учета ценностей воспитательной системы образовательной организации припроектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья;

принцип опоры на традиции дополнительного образования детей;

принцип учета потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,запросов их родителей (законных представителей);

принцип направленности содержания программ курсов внеурочной деятельности надостижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения АООП НОО;

принцип реализации свободного выбора курсов внеурочной деятельности на основеличных интересов и склонностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;

принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочнойдеятельности;

принцип социально-адаптирующей направленности программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

   Таким образом, помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности происходит реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию.

   Подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности состоит в определении их исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися АООП.

Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.

Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий,обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательнойдеятельности, социальной практике.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

               ценностное отношение и любовь к близким, к школе - интернату, своему селу, городу, народу, России;

               ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

               осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

               элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

               эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

               уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

               готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

               готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

               понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

               потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных  видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

               развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

               расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

               принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

               владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

               способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

               способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

               способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

               мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

План внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями),формируется с учетом следующих положений:

- учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ограниченнымивозможностями здоровья;

- направленность на достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися адаптированных основных общеобразовательных программ начального и основного общего образования, а также достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися;

- проектирование плана внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное), духовно-нравственное, общекультурное, социальное;

- разнообразие форм внеурочной деятельности обучающихся: экскурсии, кружки, секции,круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, общественно полезные практики;

- обеспечение добровольности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в участии во внеурочной деятельности.

 

 

План внеурочной деятельности

 в 1-2 классах, реализующих

 ФГОС начального общего   образования

 обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми множественными нарушениями развития

 (вариант 2)

 

Областного казенного общеобразовательного учреждения

 «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска на 2017-2018 учебный год

 

 

Направление внеурочной деятельности

1-а класс

2-а класс

спортивно-оздоровительное

1 ч.

«Оздоровительная гимнастика»

(Воробьева Л.В.)

1 ч.

«Здоровячок»

(Гридина Ю.В.)

духовно-нравственное

1 ч.

«Дорогами добра»

(Казначеева И.В.)

1 ч.

«Моторные сказки»

(Гридина Ю.В.)

социальное

1 ч.

Школа почемучек

«Хочу все знать»

(Казначеева И.В.)

1 ч.

«Я-в мире, мир-во мне»»

(Гридина Ю.В.)

общекультурное

1 ч.

«В мире сказки»

(Зубкова Е.Ю.)

1 ч.

«Город мастеров»

(Гридина Ю.В.)

Итого по класса

4

4


 

План внеурочной деятельности

 в 1-2 классах, реализующих

 ФГОС начального общего   образования

 обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  тяжелыми множественными нарушениями развития

 (вариант 2)

 

Областного казенного общеобразовательного учреждения

 «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №5» г. Курска на 2017-2018 учебный год

Направление внеурочной деятельности

1-б класс

2-б класс

2-в класс

спортивно-оздоровительное

2 ч.

«Оздоровительная гимнастика»

(Воробьева Л.В.)

2 ч.

«Оздоровительная гимнастика»

(Воробьева Л.В.)

2 ч.

«Оздоровительная гимнастика»

(Воробьева Л.В.)

духовно-нравственное

2 ч.

«В гостях у сказки»

(Криворучкина Н.Ю.)

1 ч.

«Моторные сказки»

(Гридина Ю.В.)

1 ч.

«Моторные сказки»

(Гридина Ю.В.)

социальное

1 ч.

«Школа этикета»

(Криворучкина Н.Ю.)

1 ч.

«Я-в мире, мир-во мне»»

(Гридина Ю.В.)

1 ч.

«Я-в мире, мир-во мне»»

(Гридина Ю.В.)

общекультурное

1 ч.

«Волшебный мир творчества»

(Криворучкина Н.Ю.)

1 ч.

«Веселый карандаш»

(Должикова Н.В.)

1 ч.

«Веселый карандаш»

(Должикова Н.В.)

   

1 ч.

«В мире книг»

(Зубкова Е.Ю.)

1 ч.

«В мире книг»

(Зубкова Е.Ю.)

Итого по классам

6

6

6

 

Рисунок 1542Рисунок 1545